Э.Берджесс "Заводной Апельсин"

Образ молодого поколения в романе Э. Бёрджесса "Заводной апельсин"

"Юность не вечна, о да. И потом, в юности ты всего лишь вроде как животное, что ли. Нет, даже не животное, а скорее какая-нибудь игрушка, что продаются на каждом углу, - вроде как жестяной человечек с пружиной внутри, которого ключиком снаружи заведешь - др-др-др, и он пошел вроде как сам по себе, бллин. Но ходит он только по прямой и на всякие vestshi натыкается - бац, бац, к тому же если уж он пошел, то остановиться ни за что не может. В юности каждый из нас похож на такую malennkuju заводную shtutshku".
Этими словами иллюстрируется, что становление человека как личности во многом зависит от того общества, в котором он себя реализует. Рассмотрим участников группировки по отдельности.
Пит представляет собой среднестатистического обывателя. Он ведет себя сдержанно и периодически довольно странно для того общества, в котором он живет. Но это нисколько не мешает ему вместе с остальными творить ultra-violent, которое столь ярко преподносится в романе. В конце книги читатель обнаруживает, что после развала банды он оказался единственным, кто смог стать "нормальным" (в терминах описанного Бёрджессом общества) человеком. Пит завел семью и стал считать, что он счастлив.
Джорджи является совокупностью стереотипных пороков человека. Он предал Алекса, так как постоянно ему завидовал. Также он являлся единственным, кто не разделял политику главного героя в отношении насилия. Алекс предпочитал думать, что насилие должно осуществляться ради насилия. Джорджи делал все ради выгоды. В финале "Заводного апельсина" он становится офицером полиции, что никоим образом не меняет его сути. Даже будучи полицейским, он продолжает свою линию поведения анархиста. Джорджик был убит при попытке ограбления им дома "капиталиста".
Тём (Dim) оказывается самым злым и примитивным персонажем. Его личность представляет собой сборник доисторических инстинктов. Он всегда ведомый, готовый выполнять любую работу, где хоть как-то затрагивается жестокость по отношению к человечеству. Он сообщник Алекса и его же, возможно, антипод. "…И в самом деле парень тёмный" - отсюда и прозвище.
В романе "Заводной апельсин" Э. Берджесс затрагивает проблему подросткового насилия как форму выражения духовного разлада, кризиса личности в XX веке. В картине мира Алекса на бессознательном уровне отражается характер социокультурных процессов XX века, связанный с переосмыслением вечных ценностей: добра и зла, Бога, морали. Несмотря на то, что образ Алекса претерпевает эволюцию (из жестокого и эгоистичного подростка, словно одержимого силами Вотана, он превращается во взрослого человека, стремящегося привести свою жизнь в систему), эта трансформация никак не влияет на характер мироощущения героя в целом. Он продолжает воспринимать мир, как "вонючий грязный заводной апельсин" - игрушку в руках "какого-то" равнодушного Бога.
Как пишет сам Берджесс в предисловии, идея "Заводного апельсина" зародилась у него после поездки в Петербург, где он убедился, что детская жестокость - явление международное.
Книга написана от первого лица - от имени подростка по имени Алекс, который живёт в большом городе, напоминающем Лондон. Точнее, Лондон альтернативного мира. Город Алекса во многом похож на индустриальные мегаполисы начала ХХ века, но имеются и существенные различия - в первую очередь в социальном устройстве. 
Но однажды во время очередной гулянки веселью приходит конец. Алекса отправляют в тюрьму за убийство. За решеткой, где теперь Алекс будет обитать, тоже царят порядки, как нельзя лучше отвечающие духу произведения. Например, там применяется довольно необычная методика обращения заключенных к добру и раскаянию в содеянном. Из исправительного учреждения Алекс выходит другим человеком, которому претит само слово "насилие" - но означает ли это, что он ступил на правильный путь? Или то "добро", которое в него насильно впихнули - не более чем искусственная деталька, делающая из человека нечто неживое, механическое, напоминающее маленький уютный заводной апельсинчик?. Алекс задает себе вопрос, который отражает в целом и главную идею романа:
"Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или выбор добра? Быть может, человек, выбравший зло, в чем-то лучше человека доброго, но доброго не по своему выбору?"

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Уильям С.Берроуз. Джанки. Исповедь неисправимого наркомана

Литература, обязательная к прочтению. «Просто чтобы с вами было о чем разговаривать».